24 янв. 2010 г.

Автор и степень его предрасположенности к творчеству (из книги Ю.Б. Борева "Эстетика")

Автор – творческая личность, обладающая рядом специфических качеств.
"Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только "строить из себя писателя". Но он не писатель" (Jung. 1947. S. 99). Авторский труд (= творчество) – радостный и мучительный процесс, творец обыкновенно испытывает одни огорчения. Всякое творение есть творение из ничего. В лучшем случае пред нами безобразный, бессмысленный, большей частью упорный и твердый материал, с трудом поддающийся обработке. Да и неизвестно, как его обрабатывать. Каждый раз в голову приходит новая мысль, и каждый раз новую мысль, на мгновение показавшуюся блестящей и очаровательной, нужно отбрасывать как негодный хлам. Творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой. Общее состояние творящего – неопределенность, неизвестность, неуверенность в завтрашнем дне, издерганность. И чем серьезнее, значительнее и оригинальнее взятая на себя человечеством задача, тем мучительней его самочувствие" (Розанов. 1990. С. 33).
Разные люди предрасположены к художественному творчеству в разной степени: способность – одаренность – талантливость – гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но непременно должен обладать еще рядом дополнительных высоких достоинств.

Способности художника, согласно американскому психологу Гилфорду предполагают шесть склонностей: беглость мышления, ассоциативность, экспрессивность, умение переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационную гибкость, умение придавать художественной форме необходимые очертания. Способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес.

Одаренность предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти тему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Одаренность – это умение сосредотачивать внимание на объектах, достойных избирательного внимания, извлекать из памяти впечатления и включать их в систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. "Большинство предпочитает середину между посредственностью и гением – талант. Не всякому охота менять всю жизнь свою на искусство. А сколько раз гений под конец своей карьеры раскаивается в своем выборе! "Лучше было не удивлять мир и жить в этом мире", – говорит Ибсен в последней своей драме". (Шестов. 1991. С. 72–73).

Гений полно выражая суть своего времени, чаще всего как бы не умещается в свою эпоху. Он, можно сказать, тянет нить традиции от прошлого к будущему и потому частью своего творчества принадлежит прошлому, а частью будущему. И лишь посредственные современники видят только то, что в гении от настоящего, да и то видят неполно. "Постылый, скучный, раздражающий труд есть условие развития гения. Оттого верно люди так редко добиваются чего-нибудь. Гений должен согласиться культивировать в себе осла – это условие так унизительно, что на него человек идет только в крайнем случае... Гений – жалкий и слепой маньяк, которому прощаются все его странности ввиду приносимой им пользы. И все-таки мы все поклоняемся настойчивости и гению – единственному богу, в которого еще верит современность" (Шестов. 1991. С. 72–73). Гений создает высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена. Гениальность художника проявляется и в силе восприятия мира, и в глубине воздействия на человечество. "Гения без воли нет, но еще больше нет, еще меньше есть – без наития" (Цветаева. 1991. С. 74).
Вокруг фигуры гения много таинственных легенд и теоретических спекуляций. В гениальности есть "отклонение от нормы". "Гениальность редко встречается в союзе с преобладающей разумностью; напротив, гениальные индивидуумы часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям" (Шопенгауэр. 1900. С. 196). Однако художественная гениальность не есть форма умственной патологии и по справедливому суждению Гоголя, "искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства" (Гоголь. Т. 6. С. 382). Это относится и к воздействию произведения на публику, и к процессу художественного творчества.
Продолжение здесь Ю.Б. Борев "Эстетика" 


2 комментария:

  1. А как определить в человеке меру, степень, ступень художественных возможностей? Как узнать при жизни (желательно в начале), кто он: способный, одарённый, таланл или гений?

    ОтветитьУдалить
  2. Действительно, рассуждать легко. Пока не попробуешь, не поймёшь, кто ты. А другого ещё труднее раскусить.

    ОтветитьУдалить