21 мар. 2009 г.

Начало творческого пути

Самым первым литературным опытом А.П. Чехова считается пьеса «Безотцовщина». Эту пьесу он написал в 18 лет, а может быть и ещё раньше. Чехов бредил театром и мечтал отдать свою пьесу на постановку таганрогскому театру.
Но так как меня интересуют не драматические произведения Чехова, а его рассказы, то остановлюсь я на самом главном проекте писателя, который, собственно, и способствовал появлению великого писателя.
Начинал А.П. Чехов свой творческий путь сотрудничеством с «малой прессой», которая была далека от «большой» литературы. Это были юмористические и иллюстрированные журналы «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение», «Осколки», «Свет и тени», «Мирской толк», «Волна», газеты «Московский листок», «Новости дня». В беллетристических отделах газет преобладали бытовые сценки, юмористические журналы заполнялись сезонными рассказами и разного рода мелочами: комическими объявлениями, шуточными календарями, юмористическими словарями, вопросами и ответами, афоризмами, анекдотами. Сотрудничая в этих журналах, Чехов отдал должное традиционным их жанрам («Контора объявлений Антоши Ч.», «Дачные правила», «Руководство для желающих жениться»). У этих жанров были достаточно определённые, устоявшиеся черты. В жанре рассказа юмористические журналы предоставляли свободу формы. В юмористическом журнале было только два непременных требования: юмор и краткость. Во всём же остальном – фабуле, приёмах композиции, стиля – была несвязанность никакими литературными канонами. Ни в каком из этих изданий не придерживались какой-либо одной авторитетной школы, манеры. Можно было экспериментировать, пробовать любые формы.
Чехов почувствовал это очень рано. Беспрестанно обращался он всё к новым манерам, повествовательным маскам, ситуациям из всё новых и новых сфер жизни. Просмотрев рассказы Чехова первых пяти лет (до сотрудничества в «Петербургской газете»), можно убедиться, что трудно назвать тот социальный слой, профессию, род занятий, которые не были бы представлены среди его героев.
Рождался писатель, у которого не было какой-то одной, определённой сферы изображения, очерченной чёткими границами, писатель универсального социального и стилистического диапазона.
Многие художественные принципы, выработанные в первое пятилетие работы, навсегда останутся в его прозе.
Никаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию – оно начинается сразу.
Разговор героев «надо передавать с середины, дабы читатель думал, что они уже давно разговаривают» (Чехов – Л.А. Авиловой, 21 февраля 1892 г.).
Отсутствие развёрнутых авторских рассуждений, их сугубая сжатость.
Первый проект Чехова стал основой его творческой судьбы. Почему именно с этого начался его путь в большую литературу? Думаю, что на этот вопрос можно ответить статьёй Чехова о Пржевальском.
Конечно, он мог ждать удобного момента, чтобы сразу сделать шаг в большую литературу. Он просто не ждал. Он использовал возможность заниматься тем, что его интересует прямо сейчас, не откладывая на потом, не томясь ожиданиями удобного подходящего случая. Он делал. И ему было не важно какого масштаба периодическое издание, в котором опубликован его рассказ. Главное, уже сейчас этим маленьким рассказом он уже может высказать всё, что есть сказать.
Начиная с малого, он достиг великого.
(В статье использованы материалы А.П. Чудакова «Писатель и мир его прозы»).


Выбрав своим проводником А.П. Чехова, я тем самым выбираю и самый популярный в его творческой биографии жанр – жанр рассказа. При этом у меня остаётся возможность писать рассказы разных направлений от реалистических до фантастических.
Учебник оказалось выбрать очень трудно. Труднее, чем сделать всё остальное.
Я выбрала следующие учебники, так как в них говорится о рассказе:
Демиденко С.Н. Учебник писателя.
Веллер М. Технология рассказа.
Гетманский И.О. Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера слова.
С. Моэм. Эссе «Короткий рассказ».