Самым первым литературным опытом А.П. Чехова считается пьеса «Безотцовщина». Эту пьесу он написал в 18 лет, а может быть и ещё раньше. Чехов бредил театром и мечтал отдать свою пьесу на постановку таганрогскому театру.
Но так как меня интересуют не драматические произведения Чехова, а его рассказы, то остановлюсь я на самом главном проекте писателя, который, собственно, и способствовал появлению великого писателя.
Начинал А.П. Чехов свой творческий путь сотрудничеством с «малой прессой», которая была далека от «большой» литературы. Это были юмористические и иллюстрированные журналы «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение», «Осколки», «Свет и тени», «Мирской толк», «Волна», газеты «Московский листок», «Новости дня». В беллетристических отделах газет преобладали бытовые сценки, юмористические журналы заполнялись сезонными рассказами и разного рода мелочами: комическими объявлениями, шуточными календарями, юмористическими словарями, вопросами и ответами, афоризмами, анекдотами. Сотрудничая в этих журналах, Чехов отдал должное традиционным их жанрам («Контора объявлений Антоши Ч.», «Дачные правила», «Руководство для желающих жениться»). У этих жанров были достаточно определённые, устоявшиеся черты. В жанре рассказа юмористические журналы предоставляли свободу формы. В юмористическом журнале было только два непременных требования: юмор и краткость. Во всём же остальном – фабуле, приёмах композиции, стиля – была несвязанность никакими литературными канонами. Ни в каком из этих изданий не придерживались какой-либо одной авторитетной школы, манеры. Можно было экспериментировать, пробовать любые формы.
Чехов почувствовал это очень рано. Беспрестанно обращался он всё к новым манерам, повествовательным маскам, ситуациям из всё новых и новых сфер жизни. Просмотрев рассказы Чехова первых пяти лет (до сотрудничества в «Петербургской газете»), можно убедиться, что трудно назвать тот социальный слой, профессию, род занятий, которые не были бы представлены среди его героев.
Рождался писатель, у которого не было какой-то одной, определённой сферы изображения, очерченной чёткими границами, писатель универсального социального и стилистического диапазона.
Многие художественные принципы, выработанные в первое пятилетие работы, навсегда останутся в его прозе.
Никаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию – оно начинается сразу.
Разговор героев «надо передавать с середины, дабы читатель думал, что они уже давно разговаривают» (Чехов – Л.А. Авиловой, 21 февраля 1892 г.).
Отсутствие развёрнутых авторских рассуждений, их сугубая сжатость.
Первый проект Чехова стал основой его творческой судьбы. Почему именно с этого начался его путь в большую литературу? Думаю, что на этот вопрос можно ответить статьёй Чехова о Пржевальском.
Конечно, он мог ждать удобного момента, чтобы сразу сделать шаг в большую литературу. Он просто не ждал. Он использовал возможность заниматься тем, что его интересует прямо сейчас, не откладывая на потом, не томясь ожиданиями удобного подходящего случая. Он делал. И ему было не важно какого масштаба периодическое издание, в котором опубликован его рассказ. Главное, уже сейчас этим маленьким рассказом он уже может высказать всё, что есть сказать.
Начиная с малого, он достиг великого.
(В статье использованы материалы А.П. Чудакова «Писатель и мир его прозы»).
Выбрав своим проводником А.П. Чехова, я тем самым выбираю и самый популярный в его творческой биографии жанр – жанр рассказа. При этом у меня остаётся возможность писать рассказы разных направлений от реалистических до фантастических.
Учебник оказалось выбрать очень трудно. Труднее, чем сделать всё остальное.
Я выбрала следующие учебники, так как в них говорится о рассказе:
Демиденко С.Н. Учебник писателя.
Веллер М. Технология рассказа.
Гетманский И.О. Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера слова.
С. Моэм. Эссе «Короткий рассказ».
Но так как меня интересуют не драматические произведения Чехова, а его рассказы, то остановлюсь я на самом главном проекте писателя, который, собственно, и способствовал появлению великого писателя.
Начинал А.П. Чехов свой творческий путь сотрудничеством с «малой прессой», которая была далека от «большой» литературы. Это были юмористические и иллюстрированные журналы «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение», «Осколки», «Свет и тени», «Мирской толк», «Волна», газеты «Московский листок», «Новости дня». В беллетристических отделах газет преобладали бытовые сценки, юмористические журналы заполнялись сезонными рассказами и разного рода мелочами: комическими объявлениями, шуточными календарями, юмористическими словарями, вопросами и ответами, афоризмами, анекдотами. Сотрудничая в этих журналах, Чехов отдал должное традиционным их жанрам («Контора объявлений Антоши Ч.», «Дачные правила», «Руководство для желающих жениться»). У этих жанров были достаточно определённые, устоявшиеся черты. В жанре рассказа юмористические журналы предоставляли свободу формы. В юмористическом журнале было только два непременных требования: юмор и краткость. Во всём же остальном – фабуле, приёмах композиции, стиля – была несвязанность никакими литературными канонами. Ни в каком из этих изданий не придерживались какой-либо одной авторитетной школы, манеры. Можно было экспериментировать, пробовать любые формы.
Чехов почувствовал это очень рано. Беспрестанно обращался он всё к новым манерам, повествовательным маскам, ситуациям из всё новых и новых сфер жизни. Просмотрев рассказы Чехова первых пяти лет (до сотрудничества в «Петербургской газете»), можно убедиться, что трудно назвать тот социальный слой, профессию, род занятий, которые не были бы представлены среди его героев.
Рождался писатель, у которого не было какой-то одной, определённой сферы изображения, очерченной чёткими границами, писатель универсального социального и стилистического диапазона.
Многие художественные принципы, выработанные в первое пятилетие работы, навсегда останутся в его прозе.
Никаких предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию – оно начинается сразу.
Разговор героев «надо передавать с середины, дабы читатель думал, что они уже давно разговаривают» (Чехов – Л.А. Авиловой, 21 февраля 1892 г.).
Отсутствие развёрнутых авторских рассуждений, их сугубая сжатость.
Первый проект Чехова стал основой его творческой судьбы. Почему именно с этого начался его путь в большую литературу? Думаю, что на этот вопрос можно ответить статьёй Чехова о Пржевальском.
Конечно, он мог ждать удобного момента, чтобы сразу сделать шаг в большую литературу. Он просто не ждал. Он использовал возможность заниматься тем, что его интересует прямо сейчас, не откладывая на потом, не томясь ожиданиями удобного подходящего случая. Он делал. И ему было не важно какого масштаба периодическое издание, в котором опубликован его рассказ. Главное, уже сейчас этим маленьким рассказом он уже может высказать всё, что есть сказать.
Начиная с малого, он достиг великого.
(В статье использованы материалы А.П. Чудакова «Писатель и мир его прозы»).
Выбрав своим проводником А.П. Чехова, я тем самым выбираю и самый популярный в его творческой биографии жанр – жанр рассказа. При этом у меня остаётся возможность писать рассказы разных направлений от реалистических до фантастических.
Учебник оказалось выбрать очень трудно. Труднее, чем сделать всё остальное.
Я выбрала следующие учебники, так как в них говорится о рассказе:
Демиденко С.Н. Учебник писателя.
Веллер М. Технология рассказа.
Гетманский И.О. Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера слова.
С. Моэм. Эссе «Короткий рассказ».
Комментариев нет:
Отправить комментарий