Великолепный повод поговорить о собственном отношении к Поэту. Вообще, дочитывая сегодня рассказы Честертона, прочитала и послесловие советского литературоведа ,подумала, что все эти критические статьи совершенно никому не нужны, они только портят книгу. У каждого читателя есть своё мнение, свои ценные мысли, которые возникли в процессе чтения. Вот их-то и нужно высказывать. Они-то гораздо интересней, чем заумные мысли литературоведов, пропущенные через мясорубку идеологии. Но и литературоведов тоже жалко.
Школьный Пушкин поражал меня своей простотой и скукой. "Что интересного в его стихах?" - не понимала я. Особенно непонятно и утомительно читать в 6 классе "Станционного смотрителя". Легче - "Барышню-крестьянку" после восторженных рассказов одноклассниц. К тому же, всё, что просмотрено по телевизору, в книге уже воспринималось плохо, да вообще никак. Поэтому Пушкин представал в чёрно-белом цвете советских постановок.
Презрение к Пушкину усилилось в старших классах, когда началось бурное знакомство с литературой Серебряного века. Насыщенная образами поэзия, во многом непонятная, конечно, гораздо интереснее пушкинской простоты.
Но тут-то и появилась первая трещина. И сделала её поэзия Анны Ахматовой.
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
Дальше сработала логика. Анна Ахматова мне нравится, она восхищается Пушкиным, следовательно, надо срочно выяснить, чем же так интересен Пушкин.
И началось чтение. Чтение стихов и прозы. Чтение исследований, биографических и литературоведческих. Перечитывание по нескольку раз всего прочитанного.
Теперь этот человек меня восхищает. Для меня он прежде всего человек. Некоторые называют его явлением культуры, но мне кажется, что он не заслужил такого к себе отношения. Он был очень весёлым и жизнерадостным человеком, а жизнь его трепала не хуже, чем каждого из нас.
Пушкин был великим тружеником, который занимался своим любимым делом, поэтому у него и получалось гениально.
А нам теперь есть с чем себя поздравить 6 июня - с днём рождения великого поэта и человека, Александра Сергеевича Пушкина.
Итак, кто же? Кто достоин олицетворять собой великое имя "Россия"? Для меня ответ ясен, как дважды два: Пушкин! Ни один из политических деятелей, тем более полководец, не может сравниться с влиянием настоящего поэта, потому что политика по определению «грязное дело», а власть - это угнетение и кровь. А Пушкин... Весёлое имя Пушкина (определение Абрама Терца) идёт рядом с нами всю жизнь со звуками родного языка, с размышлениями о жизни и смерти, любви и дружбе, о власти и богатстве.
ОтветитьУдалитьОн вошел в мою жизнь давным-давно, даже не припомню когда, наверное, со сказками, с книжкой "Руслана и Людмилы", подаренной мамой на день прощания с букварём в первом классе. Потом... Потом я "проходила" его в школе, а ещё позже пришло увлечение, не проходящее с годами. Я старалась посетить по возможности места, связанные с его именем в Ленинграде, Калинине, Москве, собирала книги о нём, везла из Чехословакии двухтомник переписки, купленный по случаю.
1995 год. Я беременна своим сыном. Разговариваю с ним и рассказываю. Что? Конечно, сказки Пушкина. Что, если не это? "Царь с царицею простился..."
2008 год. Мой ребёнок уже в седьмом классе. Завсегдатай чатов, любитель "бродилок" и "стратегий", он не хочет читать Пушкина. Летом заставляю его прочитать по программе "Барышню-крестьянку". Он прочитывает и благополучно забывает до осени.
Август 2008. Мы с сыном в Петербурге. Бродим по городу, погода ужасная: холодно, дождь. Подходим к памятнику Пушкину у Русского музея. На голове и руке юного поэта обосновались голуби. Мы сидим на скамейке и кормим с руки воробьев. Японцы фотографируются у памятника.
А осенью сын лихорадочно листает учебник по литературе. Я помогаю, начинаю напоминать сюжет «Барышни-крестьянки». Вспомнил! И уже смеётся, вспомнив проказы юной прелестницы Лизы Муромской...
И всё ещё будет. Будет «воздушная громада» «Евгения Онегина». Мы ещё послушаем диск с записью «Евгения Онегина» в конгениальном исполнении Иннокентия Смоктуновского. «Опять гармонией упьюсь…»
Здравствуй, Пушкин!