Самое загадочное и сложное понятие литературоведения.
Как выработать свой стиль? Как отличаться от других? Обрести собственное лицо в выражении собственных мыслей? Быть не похожим на других, не пользоваться шаблонами, проявить свою фантазию на все 100 и даже 1000. Это требует времени и развития. Труда постоянного, упорного, но не того труда, который ассоциируется с трудностью и напряжённостью. Всё-таки этот труд должен быть радостным, приносящим удовольствие и свободным.
А свободным быть очень трудно. Всегда появляются мысли, тормозящие процесс творчества, замедляющие его шаги. И это мысли о том, что уже создано до и будет создано после. Они могут остановить надолго, ввести в ступор.
Ещё для созидания собственного стиля нужно развивать речь, пополнять словарный запас. Если в среднем человек использует только 5 тысяч слов, то писатель, особенно талантливый, использует 20 тысяч. Литературоведы подсчитали.
Как и где раздобыть все эти слова? Да раздобыть так, чтобы они были в активном запасе, а не пылились в запасниках подсознания и использовались только полтора раза в жизни. В одиночестве нельзя сделать их активными. Нужно идти в общество, проявлять себя активно в общении.
А свободным быть очень трудно. Всегда появляются мысли, тормозящие процесс творчества, замедляющие его шаги. И это мысли о том, что уже создано до и будет создано после. Они могут остановить надолго, ввести в ступор.
Ещё для созидания собственного стиля нужно развивать речь, пополнять словарный запас. Если в среднем человек использует только 5 тысяч слов, то писатель, особенно талантливый, использует 20 тысяч. Литературоведы подсчитали.
Как и где раздобыть все эти слова? Да раздобыть так, чтобы они были в активном запасе, а не пылились в запасниках подсознания и использовались только полтора раза в жизни. В одиночестве нельзя сделать их активными. Нужно идти в общество, проявлять себя активно в общении.
Лучше бы мне это не читать.
ОтветитьУдалитьВопросов масса. «Как выработатьв себе понятие литературоведения»...
Это, пардон, на каком языке? Китайском?
«Слова должны находиться в активном запасе». Это как? Да еще, оказывается, эти слова «в одиночестве нельзя сделать активными», надо идти в народ.
Статья ни о чем, написано безграмотно. Бедная русская литература.
Кстати, а при чем здесь литературоведение вообще?
Стиль-это то, что всегда было непонятно для меня, что-то воздушное и невесомое. В сегодняшнем мире, стиль ассоциируют только с одеждой, но Вы правильно заметили, что это комплекс и внешний, и внутренний, и поведенческий.
ОтветитьУдалитьНу, а словарный запас... Его можно накопить из книг, читая классическую литературу, посещая театр, общаясь с образованными людьми. Многие слова мы не употребляем, т.к. не знаем смысл слова и для нас это становится набором букв.
Но могу сказать точно! Свой стиль надо искать всегда и работать над этим! В этом деле нет возраста, статуса, половой принадлежности.
Стиль очень трудно обрести, а особенно понять его,- это что то не земное и не понятное, только книги помогают разобраться в этом.
ОтветитьУдалитьПоспорю с автором. Словарный запас и стиль - не только и не столько из общения складывается. Хорошую литературу прежде всего читать нужно. Думать, анализировать, пробовать. И работать до седьмого пота. Будет тогда и собственный стиль, и успех.
ОтветитьУдалитьОдин друг мне как-то посоветовал:
ОтветитьУдалить«Носи за собой блокнот, и пиши в него все, что приходит в голову. Пиши не обращая внимания на то где ты находишься, или кто на тебя смотрит. Просто пиши».
А ведь он был прав. Многие из нас умеют красиво говорить, но мало кто может изложить свои мысли на бумаге. Когда ты наконец сможешь это сделать – это и будет твоим стилем.
Странная статья. Не замутненная смыслом вода.
ОтветитьУдалитьНо даже если отбросить это, и просто немного задуматься над отдельными моментами, типа "стиль", "словарный запас" и "общение", то можно прийти к такому не хитрому заключению:
Стиль никак не зависит от навыков общения и от словарного запаса. Писателю (да и вообще культурному человеку), конечно нужно словесное разнообразие, однако стилем может стать только единовременное сочетание идеи и воплощения (смысла и формы).
И еще одно... Наработать словарный запас легко и просто, не общаясь ни с одной живой душой, а исключительно читая, или глядя кино и спектакли. Нет понятия "активный словарный запас". Есть понятие просто "словарный запас" и он может быть убогим или среднего уровня, или богатым, но не активным, ибо вы не можете НЕ пользоваться словами, которые знаете.
P.S. О стиле и литературе хорошо бы размышлять, имея о предмете хоть какое-то представление.
Согласна в одном - хороший словарный запас еще никому не мешал. К сожалению, на сегодня ситуация такова, что современные писатели дай бог пользуются тремя тысячами слов.
ОтветитьУдалитьСтиль-это та самая изюминка,которую нужно в себе искать.Не нужно никому подражать,это будете уже не вы,а кто-то похожий на вас,прежде всего в выборе стиля нужно слушать свою душу,и тогда вы будете неповторимы.
ОтветитьУдалитьЛитературный стиль - это отпечаток человека на бумаге. А человек - это всего лишь то, чем ты являешься, то бишь, концентрат жизненного опыта, фантазии и общей эрудиции. Поэтому мне непонятны заявления типа "Он ищет свой стиль, он пробует себя" и тому подобное. Литературным хамелеоном быть нельзя!
ОтветитьУдалитьСлишком много всего напихано в три абзаца. И свобода, и словарный запас и стиль... А в итоге получилась вода.
ОтветитьУдалитьНе нужно для расширения словарного запаса "идти в общество", для этого необходимо читать много качественной литературы, думать и писать.
Авторский стиль - это не словарный запас (даже если он гигантский, что прекрасно само по себе) - это искренность, насыщенность идеи и формы. То, что, встретив однажды, Вы больше никогда не спутаете с чем-то другим.
Именно стремление "отличаться" губит художника. Ибо если творчество переходит из катеогории "я живу" в категорию "кто кого переоригинальничает" - это не творчество уже, это тараканьи бега.